Протокол результатов диагностики уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
С целью организации психолого-педагогической поддержки участников инновационной деятельности изучен уровень готовности педагогов к образовательным инновациям. Параметрами готовности к внедрению инновация являются:
- Мотивационная педагогов к инновации;
- Профессиональные умения в организации учебного процесса;
- Личностная готовность
Диагностический комплекс включает следующие методики:
- Анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам»;
- Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»;
- Анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций»;
- Анкета «Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса»;
- Методика «Оценка готовности и адаптированности личности к активной педагогической деятельности»
Изучение мотивационного компонента готовности педагогов к инновационной деятельности является значимым, поскольку от характера мотивов зависит результативность деятельности. Исследование показывает наличие следующих мотивов у педагогов в процентном соотношении:
- Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить (50% педагогов);
- Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов (17% педагогов);
- Потребность в контактах с интересными, творческими людьми (67% педагогов);
- Желание создать хорошую, эффективную школу для детей (67% педагогов);
- Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины (17% педагогов);
- Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей (17% педагогов);
- Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе (17% педагогов);
- Желание проверить на практике полученные знания о новшествах (34% педагогов);
- Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д. (17% педагогов)
Наибольшее значение учителя придают нравственным, познавательным мотивам и мотивам саморазвития. Это является благоприятным показателем для внедрения инновации.
Уровень восприимчивости новшеств педагогами имеет средние (допустимые значения). 44% педагогов имеют оптимальный (высокий уровень) восприимчивости к новому. Данный критерий является важным в структуре мотивационной готовности.
Анализ анкетирования показывает, что 83% педагогов указывают на наличие инновационных барьеров. Среди них:
- Плохое здоровье, другие личные причины (67% педагогов);
- Большая учебная нагрузка (17% педагогов);
- Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях (17% педагогов);
4. Отсутствие материальных стимулов (34% педагогов);
5. Чувство страха перед отрицательными результатами (50% педагогов);
6. Отсутствие помощи (34% педагогов).
Высокую и среднюю степень затруднений у педагогов вызывают следующие аспекты педагогической деятельности:
- Составление авторских программы по учебному предмету;
- Организация научно-исследовательской деятельности;
- Развитие у обучающихся интереса к предмету;
- Обеспечение разумной дисциплины на уроке.
Педагоги не испытывают затруднений в таких аспектах педагогической деятельности, как тематическое планирование, поурочное планирование, умение ставить цели урока, овладение содержанием новых учебников и программ, осуществление дифференцированного подхода в обучении, использование элементов современных педагогических технологий и т.д.
Педагоги, участвующие в инновационной деятельности обладают достаточно высоким уровнем таких профессиональных качеств личности, как коммуникабельность, работоспособность, исполнительность, адаптированность, имеют высоким и достаточный уровень саморегуляции. Не все педагоги обладают адекватной профессиональной самооценкой, им свойственна неуверенность в своих силах.
Анализ результатов показывает наличие высокого инновационного потенциала педагогов, участвующих в образовательном процессе. Целесообразно проведение коррекционной работы с педагогами направленной на развитие профессиональной самооценки и рефлексии, тренинговых занятий «Личностный и профессиональный рост»; обучающих семинаров по исследовательской деятельности.