gototopgototop
Russian Belarusian English German
Поздравляем!

Переход Елена Васильевна 07.08

Колос Эдуад Иванович 09.08

Приступа Татьяна Анатольевна 17.08

Дашкевич Ирина Ивановна 18.08

Вересович Валентин Александрович 23.08

Поповец Ирина Александровна 26.08

Швед Татьяна Анатольевна 26.08

Невмержицкая Тамара Николаевна 27.08

Денисовец Валентина Григорьевна 27.08

Лисицкая Наталья Михайловна 29.08

Кураш Алина Владимировна 31.08

PostHeaderIcon Модель психолого-педагогического сопровождения работы с высокомотивированными и одаренными учащимися

Одно из главных направлений работы школы — создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявив­шейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога — лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения: содействие в вы­явлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореа­лизации, профессиональном самоопределении, сохранении пси­хологического и физического здоровья.

Задачи:

совместно с другими специалистами учреждения образо­вания определение критериев одаренных детей, выявле­ние школьников, требующих особого маршрута сопрово­ждения;

• содействие формированию позитивной Я-концепции (са­моотношения, самоуважения, самопринятия);

• развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

• содействие социализации, формированию коммуникатив­ных навыков;

• содействие в повышении квалификации педагогов, рабо­тающих с талантливыми детьми.

Важнейшее положение современной психологии одаренно­сти заключается в том, что ее развитие не может рассматри­ваться вне взаимодействия развивающейся личности и соци­ального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких ус­ловий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, про­слеживание их изменений в ходе возрастного развития в зави­симости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.

В среднем общеобразовательном учреждении можно выде­лить следующие категории детей:

1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем ум­ственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);

2) учащиеся с признаками специальной, умственной ода­ренности в определенной области науки или деятельности (вы­являются в младшем школьном и подростковом возрасте);

3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам ус­пехов в учении, но обладающие яркой познавательной актив­ностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных уче­ников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словар­ный запас, используют в речи сложные синтаксические конструк­ции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют матема­тические способности, подавляющие интерес к чтению. Одарен­ные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упор­ны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии; одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоян­но пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;

кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную откры­тость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и про­блем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, не­стандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражает­ся в более «быстром» обнаружении решения.

Одаренные дети:

• как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. За­нимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

• настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнитель­ную информацию;

• благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

• умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

• иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характери­зуются определенными признаками. Описание признаков видов одаренности приводит А. И. Доровской в книге «Дидактиче­ские основы развития одаренности учащихся».

К методам выявления одаренных детей относятся:

• наблюдение;

• общение с родителями;

• работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

• олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практи­ческие конференции.

 
Баннер
Директор гимназии
Баннер
Баннер
Последние фото
Полезные ресурсы
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация

 kon

 

ул. Победы, д. 33,

г.п. Лельчицы,

Гомельская обл., 247841, 

тел. 8 (02356) 21672

электронная почта:

lel-gimnazia@mail.gomel.by

skype: lel-gimnazia

сайт: lel-gimnazia.ihb.by